Нематериальная мотивация персонала

Практически в каждой сфере деятельности применяются системы поощрения и мотивации персонала. Они делятся на две основных группы – материальные и нематериальные. Первая группа подразумевает непосредственную передачу денежных средств за проделанную работу (премия награда, прибавка). Вторая же полностью исключает данный факт и строится на психологии работника и его месте в иерархии компании.
Далее речь пойдет исключительно о втором виде поощрений – нематериальных. Введение подобных санкций для персонала обычно преследует следующие цели:

  • Формирование здоровой конкуренции, которая должна породить стимул развиваться и становиться лучше.
  • Смягчение последствий каких-либо нововведений, которые были негативно приняты в коллективе.
  • Формирование лояльности.
  • Повышение производительности и эффективности труда.

Помимо этого, такой вид поощрений положительно принимается и самими сотрудниками. Они отмечают, что подобные мероприятия наделяют их чувством востребованности и самоактуализации. По опросам многих социологических компаний введение нематериальных поощрений приветствуется 95 % всех работников.
Различных вариаций нематериальных поощрений существует достаточно много:

  • оригинальные мероприятия и награждения (грамотами, статуэтками, медалями, корпоративными знакам отличия и т.д.);
  • письма похвалы от директора;
  • размещение фотографии сотрудника на доске почета (например, «лучший сотрудник месяца»);
  • право разрезать ленточку на открытии, праздниках, знаменательных событиях (то есть, борьба сотрудников за лидерство, что положительно сказывается на результатах их работы);
  • право участия в совещаниях на уровне руководства (формально);
  • формальное повышение (с сохранением прежнего уровня заработной платы, но с повышением полномочий);
  • возможность брать время для отдыха, создание гибкого графика работы;
  • создание корпоративных тренингов в режиме соревнований, внедрение постоянной системы тестирования или аттестации с целью выявления «слабого звена» и нематериального поощрения активных работников и т.д.

Подобные поощрения варьируются в зависимости от сферы деятельности компании и специфики рабочих условий.
Различные системы нематериальных поощрений активно используют в странах Европы и Востока. Это позволяет значительно повысить уровень самореалезации сотрудников. Но, прежде всего, это сказывается на эффективности труда. За счёт повышения производительности работников повышается и уровень прибыли предприятия.
Нематериальные поощрения дают сотрудникам стимул развиваться, двигаться вперед и достигать новых вершин. В свою очередь, материальные поощрения стимулируют в большинстве случаев увеличение выработки и производственных объемов.
Нематериальные поощрения – отличный способ стимулировать персонал к улучшению показателей труда. Подобные санкции очень благоприятно влияют на внутренние отношения персонала. В случае же с материальными поощрениями, это может повлечь зависть и корысть.