Ключевые качества маркетолога: как оценить?

Маркетолог (от английского слова “market” - рынок) - это специалист по изучению рынка. В понятие рынок можно включить как рыночно-экономическую деятельность компании и её конкурентов, так и потребности потребителей. Маркетолог занимается продвижением товара, анализирует отрасль, исследует предпочтения населения, оценивает потенциальный спрос, выбирает способы продвижения и стимулирования сбыта, проводит мониторинг конкурентов и реализует выбранную стратегию, после чего он обрабатывает полученные результаты и использует выводы  для дальнейшей работы.

Исходя из выше перечисленного, можно понять, что работа маркетолога очень разнообразная, интересная и сложная. А значит, для качественного ее осуществления и отличных результатов деятельности необходим специалист, обладающий определенными качествами.

Подбор специалиста по маркетингу

Определять наличие качеств необходимо уже на уровне подбора работника. Довольно эффективен в этом случае является способ оценки кандидата по специальным оценочным или чек-листа. На собеседовании с кандидатом интервьюер задает перечень вопросов и дает некоторые задания. После чего он заносит ответы и результаты в свой чек-лист. Каждый ответ показывает уровень владения кандидатом определенными знаниями, а сумма оценок по всему чек-листу дает полную картину личностных и профессиональных характеристик и навыков.

Ключевые качества

Какие же качества играют важную роль в выборе маркетолога? Их можно перечислять очень долго, это и личностные характеристики, и владение профессиональными знаниями, и опыт работы. Но существуют ключевые:

  1. Страсть к работе , умение находить в ней интерес и получать удовольствие от процесса – это первое и основное качество маркетолога, как впрочем, и для любого другого работника. При отсутствии этого, работа может и будет выполняться, но она будет посредственной, а ведь от маркетолога может зависеть как судьба маленькой фирмы на углу, так и будущее целой корпорации.
  2. Ответственность . Работа маркетолога крайне ответственна и только при качественном её выполнении компания может стабильно процветать. “Если делать что-то, то делать это хорошо”.
  3. Желание учиться , развиваться . В маркетинге существует огромное количество матриц, формул и правил. Сфера в данный момент активно развивается, и будет развиваться еще долгие годы. А значит, необходимо не останавливаться на формуле 4P и матрице BCG, а постоянно изучать сферу и саморазвиваться вместе с компанией.
  4. Умение общаться с людьми . Ведь клиенты компании - это всегда люди. И большая часть работы маркетолога - это общение с клиентами. Специалисту по маркетингу необходимо понимать поведение потребителей, видеть мир его глазами. Это поможет выстроить долгосрочные взаимоотношения с клиентами и повысить лояльность к фирме или продукции. Также это поможет в развитии продукции, усовершенствовании ее и приспособлении к текущей ситуации на рынке.
  5. Креативность и нестандартное мышление . Маркетологу нужно уметь выходить из всеобще принятых шаблонов и смотреть на ситуацию, проблему, вопрос с иной новой стороны. А креатив позволит этот новый взгляд воплотить в неожиданную, но правильную стратегию.
  6. О тсутствие боязни делать ошибки . Ведь это враг маркетолога, который завязывает ему руки за спиной. Это же креативная работа, будет множество необычных ходов и решений, и бояться их осуществлять нельзя. Ошибок не может избежать никто, они случаются и будут случаться у маркетолога. Но от этого спасает не боязнь, а четкое понимание и просчитанные шаги в сторону к цели.

Оценка эффективности работы маркетолога

Оценка качеств только при приеме на работу не может в полной мере гарантировать, что выполняемая специалистом работа будет качественной. Поэтому существует способ мониторинга уже выполненной работы по KPI – key performance indicator. К основным KPI специалиста по маркетингу можно отнести следующие индикаторы:

  • эффективность рекламы - затраты на рекламу к относительной доли рынка, а также динамика осведомленности, пробных покупок
  • эффективность инвестиций - ROI (return on investment),т.е. отношение полученной прибыли к затраченным средствам, а также доля рынка относительно расходов на рекламу
  • качество работы с потребителями - динамика клиентской базы и динамика лояльности клиентов
  • рост продаж - динамика роста продаж, например в денежном выражении, и относительная доля рынка по сравнению с конкурентами

Все вышеизложенное доказывает, что эффективность бизнеса напрямую зависит от работы маркетолога, поэтому очень важно при поиске и приеме на работу данного специалиста понимать какого человека нанимать, с какими качествами, каким опытом и какой мотивацией. А также необходимо проводить регулярный мониторинг его проделанной работы.