Компетенции, влияющие на эффективность руководителя

Руководитель является ключевым звеном любой компании. Его личностные качества, профессиональный опыт, деловые особенности и черты характера играют ведущую роль в управлении организацией. По причине его высокой ценности подбор руководителя проходит достаточно долгий период времени и имеет высокий ценз.

Выделяют множество требований к потенциальному руководителю, например наличие стратегического мышления, ориентированность на достижение целей, владение методами влияния на подчиненных и партнеров по бизнесу, инициативность, ярко выраженные лидерские качества, опыт построения успешных долгосрочных отношений, умение управлять персоналом, знание основ сбора и анализа информации, высокая скорость поиска решения возникших проблем и т.д.

Однако можно выделить несколько основных компетенций, без которых невозможно представить успешного руководителя, рассмотрим их более подробно.

Эффективное целеполагание

Деятельность руководителя любой организации необходимо начинать с целеполагания. Целеполагание — это первичная фаза управления, которая подразумевает постановку главной цели и совокупности задач (дерева целей) в соответствии с миссией организации, стратегическими установками и характером решаемых задач. Процесс определения основного направления осуществления деятельности и задач, которые необходимо решить в процессе движения к назначенной цели, должен быть структурирован и иметь под собой практическое обоснование. Почему же выполнение этих действий настолько важно?

У каждого руководителя с опытом складывается своё собственное видение стратегических целей организации и основных направлений её развития. Если не составить единую систему целеполагания, отдельные задачи не смогут работать в тандеме и, с высокой долей вероятности, не приведут к положительному конечному результату. Грамотный управленец никогда не станет действовать необдуманно, не взвесив все «за» и «против», не проанализировав нынешнюю ситуацию и конечный ожидаемый результат.

Одной из основных задач руководителя компании является грамотная организация и контроль выполнения тактических задач таким образом, чтобы в конечном итоге выполнялись стратегические цели организации. Руководящее лицо обязано обладать навыками определения направления деятельности, в противном случае его деятельность можно назвать заведомо «провальной».

Коммуникативная компетентность

Второй ключевой компетенцией руководителя с высоким уровнем эффективности является коммуникативная компетентность. Примерно от 70% до 90% рабочего времени руководитель проводит в общении, причём как с сотрудниками организации, так и с представителями внешней среды организации. Существует две основные проблемы повышения коммуникативной эффективности руководящего лица:

  • Обеспечение полноты коммуникаций, их системность и управляемость;
  • Коммуникабельность топ-менеджера как таковая, уровень развития навыков делового общения, наличие знаний в области коммуникативных технологий и умение их применять на практике.

Успешный руководитель должен иметь высокий уровень эффективности управления коммуникациями как бизнес-процессом в процессе взаимодействия с внешней и внутренней средой компании. Не менее важными качествами являются, например, умение слушать, убеждать и воздействовать на собеседника, то есть обладать навыками персональной коммуникации.

Коммуникативная компетентность включает в себя наличие у руководителя знаний в сфере психологии в объеме, необходимом для объективного понимания собеседника, оказания влияния на него, грамотной работы с возражениями и исключения возможности влияния со стороны.

Склад характера и личностные качества руководящего лица в данном случае играют основоположную роль, ведь именно эти показатели в основном определяют уровень успешности исхода коммуникационного процесса.

В силу того, что в современной ситуации на рынке деятельность организации и конкурентная борьба реализуются посредством коммуникаций, топ-менеджер, который пытается минимизировать бизнес-коммуникации, ставит под удар конкурентоспособность своей компании. Переоценить значимость навыков делового общения руководителя нельзя, это является гарантом высокой эффективности и успеха в профессиональной сфере.

Подбор персонала

С коммуникативной компетенцией, рассмотренной выше, тесно связана третья компетенция, которая активно влияет на уровень эффективности деятельности руководителя – это умение осуществлять подбор ключевых сотрудников компании и использовать в процессе работы их самые сильные стороны, причем со стороны и профессиональной ценности, и личностных качеств и особенностей.

Казалось бы, как это относится к топ-менеджеру, если в основном этим занимаются либо кадровые агенства, либо HR-отдел? Сотрудники, которые напрямую работают с руководителем и оказывают влияние на ключевые процессы как во внутренней, так и во внешней среде компании, должны быть объективно им оценены, руководителю необходимо уметь анализировать потенциальных сотрудников с различных точек зрения и принимать решение по поводу их трудоустройства.

Управленец, не желающий лично участвовать в подборе персонала высшего звена и не умеющий принимать решения такого типа, не может считаться профессионалом своего дела, ведь каждый сотрудник является гарантом эффективности деятельности всей организации, и кто, как не руководитель, оказывает на этот процесс особое влияние.

Построение персонального и корпоративного тайм-менеджмента.

Четвертой ключевой компетенцией руководителя является эффективная организация собственного времени и времени сотрудников компании, т.е. персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Успешное освоение технологий персонального тайм-менеджмента приводит к множеству положительных результатов, например:

  • планирование своего времени таким образом, чтобы успевать решать наиболее важные, приоритетные для компании задачи, без ущерба для личного времени;
  • систематизация и структурирование работы, мотивация себя на выполнение сложных, объемных, неприятных задач;
  • минимизация сверхурочных работ, возникающих по причине нехватки времени;
  • максимально быстрое решение рутинных дел, делегирование задач;
  • выстраивание наиболее удобного и комфортного графика работы, при котором могут учитываться личные пожелания руководителя.
  • Персональный тайм-менеджмент – это действенный инструмент повышения личной эффективности руководителя, но, к сожалению, его недостаточно для обеспечения конкурентоспособности компании.

Оптимизация временных затрат всех сотрудников компании является столь же важной задачей, как и персональный тайм-менеджмент. Топ-менеджер должен уметь грамотно и «бескровно» внедрить в компанию «правила игры», которые будут способствовать максимизации эффективности использования рабочего времени. Данный процесс имеет название «корпоративный тайм-менеджмент» и является одним из основных показателей эффективности и профессионализма руководящего лица.

Кадровое агентство «Триумф» в течение многих лет успешно помогает организациям в поиске руководителей и сотрудников различных подразделений. Так же в спектр услуг агентства входит анализ персонала любого уровня, его уровня профессиональной пригодности и квалификации.

Обращаясь в «Триумф», можно быть уверенным, что проблема подбора и анализа персонала – это совсем не проблема, а мера, которая поможет организации быть на высоте в любой ситуации!

 

Кадровый центр «ТРИУМФ»

04.07.2017